Анемию и анемический синдром, вызываемый многими причинами, можно упомянуть среди наиболее часто встречающихся патологических состояний, с которыми ежедневно приходится сталкиваться педиатрам общей практики.
Из всех анемий самой распространенной является железодефицитная (ЖДА), которая составляет примерно 80% от всех анемий.
По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в мире более 500 тыс. человек страдает ЖДА.
Распространенность ЖДА у детей в странах СНГ и развитых европейских странах составляет:
- около 50% — у детей младшего возраста;
- более 20% — у детей старшего возраста.
Проблема дефицита железа у детей первого года жизни является глобальной в педиатрической практике. Железодефицитная анемия чаще всего развивается у детей первого года жизни, обычно в 5–6-месячном возрасте, когда масса тела ребенка удваивается, и антенатальные запасы железа в его организме истощаются. Фактором риска также является искусственное вскармливание ребенка смесями, содержащими недостаточное количество железа.
Дефицит железа у детей приводит к росту инфекционной заболеваемости органов дыхания и ЖКТ. Железо необходимо для нормального функционирования структур головного мозга, при его недостаточном содержании нарушается нервно-психическое развитие ребенка. Установлено, что у детей, имевших в младенчестве железодефицитную анемию, в возрасте 3–4 лет определяются нарушения передачи нервных импульсов от центров головного мозга к органам слуха и зрения.
Результаты проведенных в нескольких медицинских институтах США исследований свидетельствуют также о влиянии дефицита железа у детей на развитие познавательных функций, а именно внимания и узнавания. В исследование были включены
- 38 детей с ЖДА с уровнем гемоглобина ниже 110г/л,
- 28 детей — с дефицитом железа без развития анемии,
- 21 ребенок — с достаточным содержанием железа.
Дети с ЖДА проявляли меньший интерес к новым объектам и явлениям, чем дети с нормальным уровнем железа. В группе детей с дефицитом железа без анемии показатели развития познавательной функции и восприятия были на среднем уровне. Дети с ЖДА также демонстрировали более низкие уровни узнавания, чем дети без ЖДА. При этом более выраженное влияние железодефицитной анемии на развитие познавательных функций отмечали у детей с низкими показателями развития социально-эмоциональной сферы.
Хотя исследования проводились в группах детей в возрасте 9–12 мес., ученые считают, что когнитивный и социально-эмоциональный дефицит может проявляться и раньше. Дефицит этих процессов, выявляемый в раннем возрасте, имеет непосредственную связь с развитием интеллектуальных способностей в детском возрасте.
Источник: http://03info.com
|